Городская дорожная служба МБУ «Содержание Городских Территорий» подробно рассказала о подготовке к предстоящему зимнему сезону в ходе прямого эфира на радио «Комсомольская правда». Гостем прямого эфира стал начальник отдела по содержанию городских территорий — Сергей Самарин.
— Пока Владивостоку везет, еще не наступили по-настоящему зимние холода, да и обильных снегопадов тоже не было. Первый снегопад, нагрянувший в столицу Приморья в последнюю неделю ноября, добавил работы дорожным службам. С выпавшим снегом коммунальные и дорожные службы справились, можно сказать, в штатном режиме. Но впереди три зимних месяца и от того, как городские службы подготовились к ударам стихии, зависит не только безопасность автомобилистов, но и здоровье пешеходов. Предприятие «Содержание городских территорий» начало такую подготовку несколько месяцев назад. О том, насколько Владивосток готов к зиме беседуем с Сергеем Самариным, начальником отдела текущего содержания МБУ «Содержание городских территорий».
— Добрый день.
— Давайте начнём с того, что как сегодняшний день начинался?
— Сегодняшний день начинался в штатном режиме — это утро, развод по работам, сбор информации за проделанную ночь.
— Ну, работы продолжаются у предприятия «Содержание Городских Территорий» круглосуточно?
— В круглосуточном режиме, да.
— То есть те самые сотрудники, которые днём отдыхают, ночью спят?
— У нас суточная смена. Есть те, которые конкретно трудятся на дорогах. И те, кто контролирует работу. Те, кто заступают в ночь, они работают только в ночную смену. А те, кто трудится и руководит процессом, они в суточном дежурстве находятся.
— В целом, как мы понимаем, даже исходя из новостей, которые поступают к нам постоянно, работы хватает независимо от сезона.
— Работы очень много, и мы стараемся сделать наш город лучше всеми силами. Для этого разрабатываем новые технологии внутри предприятия: по текущему содержанию, по уборке, по летней уборке, по зимней уборке. Плюс ещё наш регион пришли частые циклоны и ливневые дожди, поэтому и в летний период работы очень много.
— Можно сказать, что предприятие начало готовиться к предстоящей зиме сразу после окончания предыдущей. Вот как только у нас март наступил, началась подготовка к новому зимнему сезону. Какие проблемные места выявила прошлая зима, какие болевые точки?
— Болевые точки на дорогах — это все-таки брошенные припаркованные машины вдоль проезжей части, это запаркованные межквартальные проезды, куда техника чисто физически не может добраться. Ну и, соответственно, затруднённое движение, пробки. На предприятии город разбит по условным «картам», для оперативной работы техники ей надо с баз как-то максимально быстро добраться для выполнения своих задач, поставленных мастером, закреплённой на этой территории. Поэтому болевая точка – это пробки.
— Что в этом году сделано для подготовки к зиме? Это такой довольно-таки общий вопрос пока.
— Для подготовки каждой зимы проводятся определенные мероприятия: это закупка противогололёдных материалов, это проработка и разработка новых карт для обработки дорог. То есть где-то добавляются улицы, где-то расширяются улицы.
— Я вот по ноябрьскому снегопаду хочу сказать, который вот у нас…снег там прошёл. Но, я бы это снегопадом не называл.
— Нет, это не снегопад, это выпавшие осадки в виде снега, скажем так.
— Я, на самом деле, даже в студии отметил и отдельное спасибо сказал тем людям, кто позаботился о улице под названием Горная. Я за последние лет 5, наверное, 6, не видел такого количества пескосоляной смеси на этом подъёме. То есть обычно ты готовишься к тому, что либо ты преодолеешь его, либо нет. У тебя вариантов, в принципе, немного остаётся. Но, а там уже было без вариантов: было засыпано прям идеально. И вот тут смотрю, изменения получается произошли. Как-то карта поменялась. Все-таки кто-то обратил внимание на этот проблемный участок.
— Проблемные участки по городу выявляются регулярно. Проблемные участки, на самом деле, из-за ландшафта нашего города, это наши сопки, склоны, подъёмы, узкие проезды. И все мы стараемся заблаговременно обработать — склоны, подъёмы, спуски, какие-то узкие перешейки.
— Сколько всего единиц снегоуборочной техники сейчас на балансе предприятия? Сколько из них новых машин?
— Новых машин порядка 200 единиц, это вся техника, не только снегоуборочная. Снегоуборочной техники порядка 230 единиц: это та, которая участвует и расписана по картам по уборке города; это с навесным оборудованием; это пескоразбрасывательные машины; это отвалы; это трактора-щетки; это дежурные машины, которые работают у нас как ручное распределение ПСС (пескосоляной смеси).
— Вся ли техника подготовлена к зиме и как обстоит ситуация с запчастями? Не будут ли они выходить из строя?
— Техника заявленная, она вся подготовлена. Она также работает в штатном режиме. То есть, когда у нас, допустим, есть промежуток между циклонами и снегопадами, она работает в штатном режиме, как, например, обычные самосвалы и так далее. Это КДМ-машины наши также, с помощью оборудования могут многое. Они летом работают как поливомоечные машины, и как обычные самосвалы или пескоразбрасывательные машины зимой. То есть поток запчастей и ремонта он идет в нон-стоп режиме. Проблем в этом нет никаких.
— Я очень надеюсь, что автомобилисты своим халатным отношением не будут выводить из строя машины дорожных служб. Очень обидно, когда какой-нибудь нерадивый автомобилист, не соблюдающий скоростной режим, не заметил знаки или не заметил щётку. А это ведь все дорого.
— Дело даже не в том, что дорого, а в том, что если ДТП со снегоуборочной техникой, это всё – техника (единица) встала. То есть её маршрут направления порядка нескольких часов не будет обрабатываться. Чтобы его перекрыть, надо снимать технику с другого участка, менее загруженного. Далее опять с другого участка, опять логистика, опять время, и где-то все равно будет, ну, провал. Я хотел обратиться также к автолюбителям: видите снегоуборочную технику, даже если у вас приоритет в движении по знакам — пропустите. Эта техника, она пройдёт, и дальше вы за ней поедете без проблем.
— Я также, с вашего позволения, обращусь к автолюбителям. Когда вы видите трактора-щётки, которые идут той самой вереницей, не надо обгонять их справа. Они сметают все, что есть на дороге, в том числе и камни на правую сторону. А значит, ваш автомобиль, ваш борт автомобиля будет закидан в лучшем случае — песком, в худшем случае — камнями. Подождите минутку, подождите две. Я на самом деле, иногда наблюдая картину обгона спецтехники автолюбителями, которые куда-то спешат, думаю: ну, ребят, зачем? Ну вот водитель трактора, он же может, немножко поправее взять и вы на ковше. Все, здравствуйте. Ну не хотелось бы таких случаев.
— Это все правильно. Дело в том, что в пескосоляной смеси присутствует некий процент мелких камней. Песок не прям чистый, в нем присутствуют маленькие камешки. И трактора-щетки, когда сметают, могут повредить лакокрасочное покрытие автомобиля, стекла и так далее. Зачем эти проблемы? Особенно на ровном месте.
— Не надо просто потом, дорогие друзья автомобилисты, никого обвинять. Это только ваша заслуга. Если вы полезли либо под пескоразбрасыватель, либо под трактор-щётку, ваша вина. Но это моё мнение, человека, который не один год за рулём. Больше 230 единиц спецтехники расчищали дороги в ноябре, справлялось такое количество спецтехники с объёмом работ, либо все-таки необходимо ещё на сегодняшний день? Вот, по вашему мнению.
— По моему мнению, это мнение будет в рамках благополучия всего предприятия: всегда хочется больше, потому что техника ломается периодически, ремонт тоже занимает какое-то время. И хотелось бы всегда иметь в запасе какую-то единицу техники, чтобы не перекрываться за счёт других направлений.
— Я просто давно у микрофона нахожусь. И я помню, что я рассказывал о том, что в каком-то году во время снегопада на расчистку города вышло аж 92 единицы техники, и ещё 16 расчищали федеральную трассу. Да, конечно, тогда было, наверное, по-другому. Но машин было в целом также, ландшафт не поменялся. Сейчас мы рассказываем о том, что единиц техники 230, увеличено уже практически вдвое. Если там взять 15 лет назад, то практически втрое. Да и качество самой техники немного поменялось. Хватает ли водителей? Хватает ли людей, чтобы они работали на спецтехнике?
— Ну, всегда присутствует проблема кадров, конечно. Но сейчас вся техника, которая заявлена, она в две, в три смены у водителей есть. То есть приходят водители, стажируются на технике, работают, как бы в этом особого голода предприятие не наблюдает.
— Ну и мы знаем, что администрация города пересмотрела ещё, по-моему, в том году, политику оплаты труда сотрудникам предприятия и что зарплатная часть, так сказать, стала немного лучше, чем была до этого.
— У дорожных рабочих мы поменяли статус, то есть они в трудовой книжке прописаны уже не как «дворники», а как «рабочие» по придорожной уборке территории». То есть подняли и статус, чтобы было понимание. Ну, люди все равно некоторые, как бы понимая, мол «дворник», не особо хотят идти работать. Но зарплата сейчас достойная. Подняли основную часть оклада. Ну и, соответственно, все выходные дни, праздничные дни, которые у нас отрабатываются, они все в двойном размере оплачиваются.
— Я также замечу, что мы сегодня говорим не только о тех людях, которые на спецтехнике расчищают дороги. Немало людей выходит на самом деле с лопатой и ломом для того, чтобы расчистить те же самые виадуки, тротуары и так далее. Это тяжёлый труд. Я бывает в гараже, пытаюсь расчистить на протяжении 2-3 часов, и следующие 2-3 дня страдаю, потому что спина мне говорит: «Спасибо тебе за то, что так нагрузил меня». А тут каждый день приходится работать.
— Всё правильно, приходится каждый день работать. Люди устают, но все, кто работает не один год, уже привыкли. И знают, конечно, что в зимний период придётся потрудиться. Как вы отметили, все правильно: пешеходные переходы, виадуки – это те пешеходные связи, которые в первую очередь обрабатываются, чтобы людям было комфортно дойти, например, до тех же автобусных остановок или добраться до места работы, не поскользнувшись.
— Кстати, вот вы сказали по поводу припаркованных автомобилей. Я задумался о том, что в этом году, наверное, будет немножко попроще и полегче на центральных артериях Владивостока из-за того, что введены платные парковки. И не так много машин теперь автолюбители паркуют и бросают вдоль основных трасс. Во дворах, наверное, будет все-таки посложнее.
— Во дворах посложнее будет, да. Наше предприятие — бюджетное — МБУ «СГТ», оно работает в рамках муниципального задания. То есть у нас весь город поделён по зонам ответственности, и большинство придомовых территорий — это все-таки управляющие компании. Мы убираем центральные дороги, подъездные пути и те, которые у нас есть в соглашении на обслуживание.
— Ну, с управляющими компаниями, это отдельный разговор. Как бы они не работали, чтобы они не делали, обвинять все равно будут город. Хорошо они делают, будут говорить спасибо городу. Плохо делают, будут обвинять город. Мы, к сожалению, в своём понимании не разделяем, где зона ответственности управляющей компании, либо ТСЖ и где ответственность городских предприятий.
— Я прекрасно это понимаю. Если бы я с этим не был в работе каждый день тесно знаком, то честно говоря, не задумывался бы, кто должен почистить мне двор, дорогу и так далее. Я просто хотел бы, чтобы это было почищено.
— К вопросу, кстати, о почистить и реагентах. Сколько и какие закуплены в этом году, чем будете пользоваться?
— Мы пользуемся, первое, это стандартная пескосоляная смесь на текущий год. То есть до 24 года у нас 10 000 тонн было замешано. То есть это уже пескосоляной смеси, это уже готовый реагент для обработки. И также мы закупаем и прошли знакомство с бионордом. Бионорд — такой многокомпонентный материал, с которым нам понравилось работать. Он хорошо плавит снег, не оставляет грязи.
— Ну, это в том числе, вот эти белые гранулы?
— Это белые гранулы, да, они уже сами являются, как абразив. До того момента, как они растопятся полностью, они входят в реакцию со снегом, с водой, и топят.
— Мы в студии уже беседовали со специалистами компании, которая занимается как раз-таки данным реагентом и выявили, что он не так и опасен для автомобилей. То есть они не ржавеют.
— У него экологическая экспертиза. То есть он даже для газонов, для травки пригоден.
— И вот здесь вопрос: почему, к примеру, подъём на улице Горной был засыпан пескосоляной смесью, а вот подъём на улице Лазо, как раз таки другим реагентом? Я просто обратил внимание, пока ехал до работы.
— А это возвращаемся к нашим картам. Везде прописано: где мы посыпаем песком ,а где мы посыпаем ручными ПРками (пескоразбрасывателями), в каком режиме и где мы обрабатываем бионордом и так далее.
— У меня коллеги отметочку сделали отдельную, попросили задать вопрос: будет ли в этом году, как в прошлом, стоять песок в желтых бочках.
— Песок в бочках — это, на самом деле, больная тема. Мы хотим, как бы, дать руку помощи тем людям, автомобилистам в том числе, где, допустим, техника не дошла, не успела дойти. Вы можете взять и подсыпать, если вы где-то не можете подняться или забуксовали. Но, извините, в течение буквально двух недель эта бочка с песком превращается в мусорку.
— К сожалению, да.
— К сожалению, да, люди просто, я не знаю, неосознанно скорее всего, либо специально идут и захламляют…
— Сергей, вы простите меня, пожалуйста, но нельзя неосознанно в ёмкость с песком высыпать или выкинуть мусор, неосознанно невозможно. Это в какой неосознанности надо быть, чтобы…
— Ну, не хотелось бы думать, конечно, что наши жители специально это делают.
— Часто возникают споры о том, кто должен чистить и обрабатывать придомовые территории. Мы об этом уже побеседовали, но вот все-таки зона ответственности. Давайте ещё раз её обозначим. Что, какая зона, какие части, какие проезжие части во время следующего снегопада будут вашей вотчинной?
— Это все центральные дороги. Это тротуары, пешеходные связи, виадуки, спуски, подземные переходы и, конечно, заезды к соцобъектам — это поликлиники, больницы, детские сады. Это обязательно, потому что идёт подвоз продуктов обеспечения. Это все в первую очередь обрабатывается.
— Кстати, есть мнение у автомобилистов, что необходимо расчищать город непосредственно во время снегопада. Есть ли какая-то механика? Мы точно знаем, что предприятие готовится к выпадению осадков. То есть спецтехника, она находится на определённых участках дорог, выезжает туда заблаговременно, в том числе трактора-щётки, песко-разбрасывательные машины. И вот когда уже понятно, что начинается снег, дороги обрабатываются или они обрабатываются до? Механика какая? Автомобилисты негодуют: почему не чистят снег, когда он идёт?
— Ну, как не чистят? Тех, кто задают такие вопросы, я их не понимаю. Если 230 единиц снегоуборочной техники по городу ездят, её невозможно не видеть. Невозможно не заметить этот КамАЗ и это звено тракторов, которое идёт. Тут все очень просто. Мы ещё следим за температурным режимом. То есть у нас зачастую переходит с плюса на минус хороший, а потом обратно на плюс. Все это намерзает. И там мы уже в зависимости от этого решаем. Либо у нас идёт технология, обработка, либо мы засыпаем сразу это все ПГМом (противоголедным реагентом), чтобы все топилось, чтобы людям возможно было проехать, чтобы был абразив в накате в дорожном. Тот, который уже закатался — можно сгрести щётками. Когда выпадает сухой снег, мы в основном работаем щётками. То есть сухой снег при отрицательных температурах, который выпадает на дорожное полотно, не вызывает налипание. Мы его сгребаем, потом убираем.
— Ну, здесь надо, наверное, вспомнить, как приятно кататься по снегу при минусовой температуре. Иногда даже и желаешь: вот действительно бы снегом засыпали некоторые ямки и комфортно было. И до весны бы он не таял. Но у нас есть ещё одна опасность. Вот, к примеру, сейчас, когда на улице плюсовая температура и вечером образуется в том числе и такой лёгкий иней, или вот это вот не знаю, что это на дороге, что заставляет автомобиль скользить? С этим тоже как-то работа?
— Мастера, которые заступают в суточном режиме, в ночном режиме, у нас производят мониторинг всего города на момент подморожений, где-то на момент конкретно возникновения вот этого инея. Потому что перепад температуры идёт, и дорога действительно скользкая, она будто жирная или мыльная. И мастера производят мониторинг этого явления, обрабатывают. Ещё у нас по городу много климатических зон: там, где, допустим, у нас может в центре города быть +5 граудсов, на Выселковой будет -2. И также у нас по всей объездной трассе: если у нас в районе Седанки может быть плюс, уже ближе к ТМК, к Снеговой Пади, может быть минус. И за этими перепадами тоже мастера регулярно следят, мониторят и в случае возникновения образования какой-то наледи – обрабатывают.
— Но здесь мы все равно до всех информацию не донесём. Все равно будет появляться мнение, что кто-то где-то не дорабатывает, что кто-то где-то что-то не доделал. Как вы относитесь к таким высказываниям, когда, на самом деле, звучат неоправданно обидные высказывания о том, что никто ничего не делает?
— Я уже как-то говорил, кто прям очень желает увидеть, мы можем пригласить. Можем пригласить в штаб, показать, как работает предприятие. Можем посадить в кабину пескоразбрасывательной машины. И тот человек, который говорит, что не видит, как работает техника, может сутки покататься на КАМАЗе с водителем. И весь процесс извне – прямо изнутри посмотреть.
— Я, кстати, обратил внимание, что в этом году в районе Фуникулёра сделали специальное хранилище пескосоляной смеси.
— Да, у нас база, которая была в центре на Корабельной набережной, переехала. По логистике было не совсем удобно. Не совсем удобно и к тому же там находится Ж/Д переезд. Мы подстраховались, взяв эту площадку для хранения ПГМ (противогололедных материалов).
— По-моему, очень грамотное решение, тем более развязка и мост – все вместе, рядом.
— Очень грамотно, да, она очень удобная. То есть техника любых районов — это первореченского, ленинского, фрунзенского – взяли и быстро приехали в случае необходимости.
— А снег в этом году куда планируется вывозить?
— Также, как и в том году, снег вывозится на золоотвал. У нас договор на складирование снега.
— И, подводя итоги сегодняшнему разговору, с какими словами хотелось бы обратиться к автомобилистам и горожанам?
— Хотелось бы обратиться с просьбой соблюдать скоростной режим, особенно сейчас в эти моменты перепадов температуры, а также с просьбой о внимательности и соблюдении дистанции на дорогах во время снегопада и после.
— Я пожелаю от себя: дорогие друзья, автомобилисты и горожане, не поленитесь сказать спасибо хотя бы одному из сотрудников, которые занимаются расчисткой дорог. Им будет приятно. Спасибо вам за этот диалог, Сергей.
— Вам спасибо.